В Казахстане почти 100 тысяч километров дорог, из них 24 тысячи километров — республиканского значения. Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Берик Камалиев в интервью корреспонденту Tengrinews.kz рассказал, какие дороги станут платными и когда из Нур-Султана в Алматы можно будет доехать за шесть часов.
- 21 сентября 2020 08:45
- 17 марта 2021 09:05
- 22 февраля 2022 15:26
- 09 июня 2022 08:55
«В плане этого года довести до хорошего и удовлетворительного состояния 90 процентов республиканских дорог. Только 10 процентов останутся пока в неудовлетворительном состоянии. Это дело времени», — обещает вице-министр.
Одна стена кабинета Камалиева почти полностью занята огромной картой Казахстана. Под его юрисдикцией автомобильные и железные дороги, аэро- и морские порты, грузовые перевозки и другие вопросы. Посреди разговора вице-министр может подойти к карте и показать, где дороги «убитые», а какими можно гордиться.
Почему дороги в Казахстане долго не живут
Один из самых частых вопросов, которые задают казахстанцы о дорогах: почему их так часто ремонтируют.
«Дороги у нас цементобетонные. Климат очень суровый, а перепады температур очень сильно влияют на сохранность дорог. Зимой при минус 30 градусах в асфальте температура доходит до минус 60 градусов, идет сжатие. Летом в жару плюс 30 температура тоже поднимается в два раза, идет растяжение. Внутри дорожного полотна идет постоянное движение влаги, поэтому дороги у нас требуют постоянного мониторинга и частого ремонта», — объясняет Камалиев.
На содержание республиканских дорог в год уходит около 80 миллиардов тенге. В эту сумму входят и реагенты, которыми посыпают трассы зимой, чтобы избежать гололеда. Платные дороги сделаны максимально удобными для автомобилистов, но и требуют более дорогого ухода.
Каково состояние казахстанских дорог сегодня
Показывая на карте, Берик Камалиев рассказывает о положении республиканских дорог.
«Трасса Алматы — Хоргос от Жаркента имеет первую категорию, Алматы — Тараз — Шымкент, оттуда через Кызылорду в Актобе до границы Казахстана в Оренбург — это дороги в очень хорошем состоянии. На западе в Мангистауской области — тоже в хорошем состоянии.
Дороги, которые требуют реконструкции, — это Атырау — Уральск, Кызылорда — Жезказган, Жезказган — Петропавловск, Жезказган — Павлодар — Успенка и далее до границы с Россией через Караганду. Есть дорога Караганда — Аягоз — Бугаз.
На дороге Актобе — Атырау — Астрахань сейчас ведем реконструкцию. Большую работу ведем на трассе от Талдыкоргана до Усть-Каменогорска — почти 900 километров», — рассказал вице-министр.
По его словам, аварийных республиканских дорог в стране практически нет.
А вот среди областных имеются и совсем разбитые. Самые плохие дороги в Западно-Казахстанской области, самые лучшие — в Мангистауской. На местные дороги деньги выделяются по принципу 50 на 50. Половину суммы выдает госбюджет, половину — акиматы. По словам Камалиева, ситуацию в ЗКО уже исправляют.
Открытия каких дорог стоит ожидать в ближайшем будущем
На сегодня в Казахстане функционируют четыре платные автодороги: Нур-Султан — Щучинск, 211 километров, Нур-Султан — Темиртау, 183 километра, Алматы — Капшагай, 42 и Алматы — Хоргос, 331 километр.
Их стоимость разная. К примеру, из Нур-Султана в Темиртау на легковом авто можно доехать за 200 тенге. При оплате наличными на месте — в два раза дороже. Грузовому транспорту дорога тоже обходится дороже. Зато скоростной режим позволяет разгоняться до 140 километров в час.
«В этом году мы открываем 641 километр — это Нур-Султан — Павлодар, Щучинск — Зеренды, Бейнеу — Акжигит, Таскескен — Бакты, Жетыбай — Жанаозен. Пока бесплатные.
Ведем работу, но не завершаем пока, по трассам Караганда — Балхаш — Бурыбайтал и дальше до Курты. На дороге Караганда — Балхаш уже на следующий год хотим дать проезд, а в 2021 году открыть полностью и сделать платной. Это будет дорога первой категории в четыре полосы. Также к 2021 году хотим от Курты дальше через Капшагай протянуть выход до трассы Алматы — Капшагай, у нас она шестиполосная», — рассказал Камалиев.
Для выхода на Китай делается дорога Ушарал — Достык. Для развития туризма на Алаколе со стороны Восточного Казахстана делаем трассу от поселка Кабанбай, со стороны Алматинской области — от села Акши. Вот эта дорога будет идти через Ушарал, Аягоз, Калбатау и Усть-Каменогорск.
Как новые трассы поменяют время
«Из Нур-Султана до Караганды сейчас 1,5 часа на автомобиле. Из Нур-Султана до Алматы — 1200 километров. Сейчас этот путь занимает 15-17 часов. В 2021-2022 годах время пути сократится до 6-7 часов.
А если сделать дорогу Караганда — Аягоз, то из Нур-Султана через Караганду будете иметь выход напрямую на Алаколь. Сейчас из столицы на Алаколь нужно будет ехать через Павлодар, Семей, доехать до Калбатау. Там дороги «убитые», честно говоря. Не аварийные, но в неудовлетворительном состоянии. А если эту дорогу сделаем, то выход через Аягоз напрямую. Время пути сократится в два раза практически», — пообещал вице-министр.
Таким образом, дорога от Нур-Султана до Алматы станет полностью платной. Трассу от Нур-Султана до Алаколя планируют сделать платной только к 2025 году.
В 2011-2012 годах Берик Камалиев работал министром транспорта и коммуникаций, а в целом его работа связана с транспортом и дорогами уже почти 18 лет. Сейчас он заявляет, что нынешние дороги не сравнимы по качеству с теми, которые были еще десять лет назад. Но скорость, с которой они становятся лучше, многих не устраивает.
«Сейчас все платные дороги себя окупают. Сбор по платным участкам в год составляет более 5 миллиардов тенге. На содержание уходит 3,2 миллиарда тенге. К 2025 году мы хотим ввести 11 тысяч километров платных дорог. Это позволит не только содержать дороги, но и ремонтировать, а значит бюджетные деньги можно будет пускать на строительство новых и ремонт изношенных трасс», — заверил Берик Камалиев.