В Карасайском районе открылось первое в Алматинской области специализированное предприятие по утилизации и переработке использованных автошин Q-Recycling.
По словам заместителя акима Алматинской области Айдарбека Байжанова, сейчас в Казахстане уделяется большое внимание проблемам управления отходами. Так, ежегодно в стране образуется около 100 тысяч тонн отработанных автомобильных шин. В Алматы и Алматинской области — около 20 тысяч тонн. Из них 70 процентов легковые и 30 процентов грузовые. При этом использованные автошины практически не подвержены естественному разложению, могут становиться местом обитания и размножения грызунов и насекомых, а при сжигании шин в воздух попадают опасные вещества. Единственный способ утилизации изношенных покрышек — это переработка.
Предприятие Q-Recycling
«Сегодняшнее открытие предприятия Q-Recycling, которое специализируется на переработке использованных автомобильных шин, это знаковое событие. Завод создан за счет привлечения частных инвестиций — около 150 миллионов тенге. Мы благодарны этой компании за то, что она дает новые рабочие места у нас в области, а также заботится об окружающей среде», — отметил Байжанов на церемонии открытия завода.
Торжественное перерезание ленты
Предприятие Q-Recycling, на котором трудятся более 30 человек, имеет эффективное и практичное оборудование китайского производства, позволяющее перерабатывать до тонны материала в час, в зависимости от того, какую фракцию резиновой крошки планируется получить. В целом завод готов утилизировать свыше шести тысяч тонн покрышек в год: порядка 100 тысяч грузовых или миллион легковых шин.
Технический директор Q-Recycling Айдын Нурахметов рассказывает о предприятии заместителю акима Алматинской области Айдарбеку Байжанову
«Согласно закону, любое предприятие обязано утилизировать использованные шины. Сейчас мы ездим по Алматы и Алматинской области собираем покрышки со стихийных свалок, просим физических и юридических лиц сдать нам шины на безвозмездной основе с учетом нашего вывоза и с выдачей всех необходимых документов. Потом из этого материала делаем резиновую крошку, которую в последующем продаем компаниям, занимающимся строительством детских и спортивных площадок. До нас строительным компаниям приходилось покупать эту крошку в России. Теперь же мы будем реализовывать отечественный продукт, который в разы дешевле и помогает улучшить экологию своей страны. Мы призываем всех нам помочь в этом деле», — рассказал директор Q-Recycling Жаслан Сайкатов.
Однако спрос на резиновую крошку сейчас значительно меньше, чем количество отработанных шин. Поэтому компания Q-Recycling также планирует использовать свой материал при строительстве дорожных покрытий. Совместно с Казахстанским дорожным научно-исследовательским институтом были проведены исследования резиновой крошки Q-Recycling, которые дали положительные результаты. Так, путем модификации битума и асфальтобетона можно будет достичь снижения колееобразования, шумности покрытия, аварийности, образования водной пленки и гололеда.
Модификации повысят сцепление колеса с покрытием, а также улучшат показатели прочности, морозостойкости и водостойкости асфальтобетона.
«Помимо производства резиновой крошки для антитравматического покрытия и модификатора асфальтобетона, в дальнейшем мы планируем наладить производство сырья для регенерации резины. Для этого, конечно, будут увеличены наши мощности, появится второй цех», — отметил Сайкатов.