Машины из коллекции Мейирхана Карибаева успели побывать на многих киноплощадках Казахстана. Сам коллекционер с гордостью признается, что все его автомобили на ходу и готовы к съемкам в любой момент. Раньше это было простым хобби. Но сейчас редкие экземпляры стали частью отечественного кинематографа. О том, как собиралась коллекция, которая покорила киноиндустрию, — в материале TengriMIX.
«Интерес к ретро-автомобилям у меня появился, еще когда в советское время я работал в Риге моряком, демобилизовавшись из армии. Каждые выходные я выезжал за границу на рыболовном корабле, чаще всего в Южную Америку. Там я видел много интересных автомобилей. Также в Риге был ретромузей. Это был самый первый, старый салон ретромашин. В Советском Союзе не было другого такого. Да и вообще людей, кто любил ретростиль, авто, собирал их, практически не было. Для меня это было чем-то необычным. И, вот, по возвращении из Риги, где я работал девять лет механиком, моя деятельность в Казахстане была предрешена.
Понемногу, потихоньку я начал покупать машины для себя, просто потому что они мне нравились. Если нужно было — восстанавливал. В то время много автомобилей приходили в негодность. Люди избавлялись от них. Некоторые уезжали в Германию, Россию, в другие страны. Так я купил «Москвич-407». Красавец. На таком ездил известный актер Савелий Крамаров.
Москвич 407
Каждый мой экземпляр имеет свою историю. Бывало, я по 10 лет уговаривал хозяев продать мне машину. Так произошло с военной машиной ГАЗ-М-1. Очень красивая. На таких ездили генералы, начальники. Эта машина потом стала звездой фильмов военных лет Акана Сатаева, фильма «Дорога к матери». Есть Ford 1973 года, привезенный из США.
Ford 1973 года выпуска
Хозяина машины ГАЗ-67 я уговаривал продать автомобиль несколько лет. Бегал за ним, рассказывал, что машина будет в надежных руках, будет служить на пользу кинематографу. Хозяин продал, но с условием, что я ее не перепродам.
ГАЗ-67 1942 года выпуска
Один мотоцикл марки BMW я купил у знакомого мастера по мотоспорту. Он собирался уезжать в Германию. Когда я приехал смотреть, оказалось у него нет гаража. Мотоцикл «жил» с ними в квартире. В двух комнатах они сами жили, а в третьей — мотоцикл. Часто хозяева, отдавая мне ключи, плакали. Не хотели расставаться со своими железными «друзьями», они были для них дороги как память. И я эту память достойно храню. Сейчас такого нет — продать машину легко и не вспомнят потом. А раньше люди не решались на такое, ценили все, что есть.
BMW R-4, фото Мейирхан Карибаев
Когда ищу в памяти эпизод, с которого началась моя работа с киноиндустрией, вспоминаю один звонок знакомого. Он сказал: «У тебя есть старая машина, давай, мы арендуем ее у тебя для кино». Придя к ним в студию, я обнаружил, что в студии очень мало автомобилей. Так я решил искать для них экземпляры. Сейчас у меня 25 машин — грузовые, легковые, мотоциклы, поезда, комбайны. От 40-го до 70-го года у меня есть все виды транспорта. Одна из самых красивых — ГАЗ-М-1 1938 года.
ГАЗ-М-1 1938 года
Иногда я буквально собирал машины по частям, иногда по полгода тратил на одну. Самая старая машина — 32-го года, грузовая ГАЗ-АА. Самая моя любимая машина. Она никогда не подводит, заводится с полоборота.
ГАЗ-АА 1932 года
Искать, покупать такие машины в то время было целым приключением. Сейчас есть приложение в телефоне, сидя на диване можно найти любую марку. А в те времена у меня был блокнот, куда я записывал всех людей, у которых есть старые авто: марка машины, год, город, имя, телефон, если был. Когда «Казахфильму» нужна была какая-то машина, я открывал свой блокнот и смотрел, где какую найти. Я ездил по городам, искал: покупал билет в какой-то город, приезжал и с вокзала подходил к людям и расспрашивал, кто в городе машинами занимается, где его найти и так далее. А потом некоторые машины ведь не на ходу. Их надо было как-то транспортировать, часто по бездорожью. Это было настоящее приключение.
Сейчас самое сложное — найти трактор военных лет и поезда. Мало у кого они остались, хранить их сложно.
Паровоз серии Л «Победа»
Первый фильм, с которым я поработал, — «Небо моего детства». При этом мне там удалось немного побыть актером. Громко сказано, конечно, я только сидел за рулем машины. Оттуда и началось сотрудничество с киноиндустрией. Сейчас могу похвастаться работой с Аканом Сатаевым, Ермеком Турсыновым, Рустем Абдрашев всегда берет в кино. Работал и с Фархатом Шариповым в фильме «Эвакуация», с Тулегеном Байтукеновым в картине «Сагаш», с Канагатом Мустафиным, с Сатыбалды Нарымбетовым. Сейчас я без кино не могу уже. Если нет проектов, я хожу, думаю об этом, сам ищу машины, которые нужно собрать.
Фото Мейирхан Карибаев
На съемочной площадке я всегда переживаю, чтобы все прошло как надо. Декорации, актеры, камеры — все готово к съемке. А старые машины, они непредсказуемые — могут не завестись. Я хожу, проверяю каждую. У меня всегда все под контролем. Однажды была съемка с участием моих 12 машин. Все завелись! Ни одна не подвела! Поэтому режиссеры любят со мной работать.
Фото Мейирхан Карибаев
Сложнее всего было работать с российским режиссером Сергеем Снежкиным. Он привез из России всю съемочную команду. Никого из казахстанских не взял. Но я попал к ним в коллектив. Сначала мне не доверяли. Но я отработал все по сценарию, все машины подготовил для важных сцен с главами государств. Для одной из сцен даже комбайн нашел, подготовил. Только три дня снимали сцены с транспортом. В конце мне Снежкин признался: «Мейирхан, после такой четкой работы я могу смело тебя рекомендовать в Голливуд».
Кадры из фильма «Так сложились звезды», режиссер Сергей Снежкин
Еще сложность работы в том, что машины ведь еще с механическим управлением! И не все молодые актеры умеют с ними обращаться. Как-то в фильме «Тамыр» Санжар Мадиев должен был завести автомобиль и проехать пару метров. А не получилось, управление сложное. Старые машины — самые капризные актеры.
Санжар Мадиев в автомобиле ГАЗ-67 1942 года
Потом, когда кино уже выходит в прокат, первым делом смотрю, рассказываю знакомым, объясняю, что это мои машины, я приложил к этому руку. А моя работа остается за кадром, ее не видно. Хотя проделано немало, за камерой спрятано очень много. Картины, работой в которых я особенно горжусь, — это «Композитор», снятый совместно с китайским режиссером, фильм Акана Сатаева «Дорога к матери».
Кадры из фильма «Композитор», режиссеры Шерзат Якуб, Сабит Курманбеков
Кинофильм «Так сложились звезды», режиссер Сергей Снежкин
Я создал Ретро-клуб Казахстана. Два года назад он появился, и нас становится все больше. Сейчас я хочу организовать парад ретро-машин на 9 Мая. Сам прихожу к акиму в приемную, предлагаю. Посмотрим, что скажут. Такой опыт у меня уже был. Людям нравилось смотреть на машины тех лет. Дети, мужчины — все фотографировались с ними», — рассказывает Мейирхан Карибаев.
