Из интервью Президента Казахстана от 3 января 2024 года:
«Как прогрессивная нация мы должны смотреть только вперед, думать над тем, что нас объединяет, а не разъединяет».
Tengrinews.kz в новом, 2024 году, запустил спецпроект о том, что ждет нашу страну в будущем. Мы рассказываем, как реформы Президента, обстановка в мире и глобальные тренды могут повлиять на жизнь каждого казахстанца.
Гаджеты на колесах — так порой называют электромобили. Машины, напичканные передовой электроникой, обещают стать символом современного транспорта. Они заряжаются от розетки и считаются экологически чистым вариантом передвижения. Но какое будущее ожидает машин на электрической тяге в Казахстане?
На сегодня в Казахстане зарегистрировано свыше 7 тысяч электрокаров, всего же на учете стоят около 4 миллионов легковых транспортных средств, от общего числа это ничтожно мало, всего 0,175 процента. Для сравнения: в США насчитывается 1,7 миллиона электрокаров, в Европе — 3,2 миллиона, в Китае — 4,2 миллиона. Такие данные предоставил главный редактор журнала «За рулем» в Казахстане Алексей Алексеев.
Опыт использования электромобиля на примере жителя Астаны
Нуржан Темирбеков живет в Астане. Электромобиль купил летом прошлого года. По словам Нуржана, выбор пал на эту модель, потому что она дешевле и экологичнее своего бензинового собрата. Изначально Нуржан планировал, что будет заряжать машину от индивидуальной зарядной станции, расположенной на его месте в подземном паркинге, но после обнародования в СМИ информации МЧС о запрете установки ЭЗС в подземных паркингах КСК станцию опечатал и запретил пользоваться. Сейчас Нуржан заряжается на общественных зарядках. Мы попросили мужчину оценить плюсы и минусы использования электрокара в условиях астанинской зимы.
«Плюсы те же: экономичность и отсутствие выбросов. Из минусов — это с понижением температуры увеличивается расход электроэнергии, в среднем примерно на 30-40 процентов. Еще минус — это в рамках текущего моратория все владельцы электрокаров не имеют возможность заряжать машину по месту жительства, если они живут в ЖК. В Астане это породило огромный спрос на общественные зарядные станции, там образовались большие очереди. Некоторые люди в чатах умудряются создавать какие-то списки очередников, занимая друг за другом, потому что в большинстве случаев зарядные станции расположены на открытой местности, на холоде. Машине в принципе это нестрашно, но с точки зрения комфорта не очень удобно.
Одной зарядки, если брать мой автомобиль Zeekr 001, в городском режиме в летнее время в среднем хватает на 400 километров, сейчас это расстояние уменьшилось на процентов 40 и составляет где-то 200-250 километров. До холодов заряжал один раз в неделю, сейчас приходится каждый третий день ездить на зарядку», — делится Нуржан Темирбеков.
По данным МВД, в Астане по состоянию на 14 ноября зарегистрировано 1 160 электрокаров и оборудована 51 общественная электрозарядная станция. Для сравнения: в Алматы зарядок столько же, а электромобилей в четыре раза больше. В среднем на медленной зарядке автомобилю необходимо заряжаться 10-12 часов, на быстрой — час-полтора. По словам Нуржана, он чередует медленную и быструю зарядку, так как по рекомендации производителя часто пользоваться быстрой зарядкой нельзя, это приводит к быстрому износу батареи.
Зарядная установка в паркинге дома. Фото Нуржана Темирбекова
Что с рынком электромобилей в Казахстане
На рынок Казахстана заходят официальные дилеры электрокаров. За год количество электромобилей выросло в 10,4 раза. В Министерстве транспорта ожидают, что ежегодно их количество будет увеличиваться на несколько тысяч единиц. Автоэксперт Алексей Алексеев считает, что развитие рынка электрокаров будет зависеть от развития инфраструктуры для зарядки электромобилей: это сейчас основная причина для того, чтобы сдерживаться от покупки электромобиля в Казахстане.
«Наши автолюбители только начали знакомиться с электромобилями. В последние два года с появлением марки Zeekr произошел всплеск интереса к электромобилям. До этого ездили на Tesla, но это считалось чем-то особенным. И только сейчас электромобили стали, так скажем, более народными.
Очень хорошо, что у нас появились официальные дилеры электротранспорта, они обещают устанавливать зарядные станции. Но этого очень мало. Например, дилер Zeekr намерен установить 300 электрозарядок в масштабе страны. В следующем году откроются официальные продажи электромобилей BYD, они тоже начнут работать над этим.
В Европе насчитывается 455 902 точки зарядки переменного тока и 56 437 точек зарядки постоянного тока. Таким образом, на каждую зарядку приходится 17 электромобилей. В США — более 50 тысяч точек. В Китае уже более 2 миллионов зарядных станций для электромобилей. Это крупнейшая сеть электрических зарядок в мире», — рассказал Алексей Алексеев.
На сегодня по всему Казахстану насчитывается 112 электрозарядных станций. По данным пресс-службы акимата Алматы, в 2024 году в мегаполисе планируют установить 150 электрозарядных устройств вдоль тротуарных парковок и на площадочных парковках. Для этих целей привлечено 10 потенциальных частных инвесторов.
Электромобили и дефицит электроэнергии
Если электротранспорт в Казахстане начнет активно развиваться, хватит ли электричества на всех? Этот вопрос мы задали эксперту в области энергетической безопасности Алмазу Абилдаеву.
«Электромобили — не промышленность, много потреблять не будут, просто Министерству энергетики надо на пару шагов впереди работать, надо генерацию твердую делать либо на угле, либо на газе, либо на атоме. А этот тренд, он будет нарастать, все человечество переходит на электромобили, будет увеличиваться нагрузка на электросети, будет увеличиваться дефицит. Нужно строить мусоросжигающие заводы и все, что увеличивает генерацию. Государство на опережение должно работать. Экономика, предположим, растет, темпы производства электроэнергии должны быстрее расти. Строительство АЭС — очень нужная вещь. Ее еще вчера нужно было строить. Призываю Минэнерго к работе быстрой и активной», — говорит Алмаз Абилдаев.
Между тем Алексей Алексеев уверен, что паниковать рано.
«Наша энергоструктура вряд ли готова к наплыву «электричек», мы и без них испытываем дефицит электроэнергии. Но я не жду массового наплыва электромобилей, так что опасаться вряд ли нужно. «Электрички» купят энтузиасты, пионеры электродвижения, и на этом всплеск прекратится. Они будут занимать свою определенную долю и нишу, но вряд ли в ближайшее время окажут большое влияние на наш автомобильный рынок», — считает эксперт.
Фото: depositphotos.com
Как часто горят электромобили?
Насколько безопасны электрокары? Еще один вопрос, который волнует казахстанцев. В МЧС говорят, что в Казахстане в настоящее время отсутствуют требования, определяющие безопасную эксплуатацию электромобилей и их зарядных станций, но они изучают опыт зарубежных стран и подготовили ряд предложений для профильных министерств.
«На основе изученного международного опыта (США, Канада, Мексика, Нидерланды, Швейцария, Германия, Великобритания, Финляндия и Россия) МЧС сформированы предложения, устанавливающие требования к электромобилям и их зарядным станциям. Совместно с Министерством промышленности и строительства проводится работа по их дальнейшему внесению в государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства», — говорится в ответе МЧС на запрос редакции.
На сегодня, по данным МЧС, зарегистрирован всего один случай возгорания электромобиля. Из-за короткого замыкания в Алматы в мае 2022 года загорелась Tesla. Жертв удалось избежать, хозяин самостоятельно потушил пожар порошковым огнетушителем. Но огонь был такой силы, что за 10 минут прожег насквозь капот машины.
Фото предоставлено МЧС
В МЧС добавили, что в Академии гражданской защиты имени М. Габдуллина сейчас проводится работа по научному изучению состава литий-ионных аккумуляторов и способов их тушения. Все наработки и предложения МЧС будут представлены в законе об электрокарах. Работа над законопроектом сейчас ведется в стенах Мажилиса. Руководитель рабочей группы законопроекта по внедрению и популяризации электромобилей Арман Калыков рассказал, что принятие закона ожидается в первой половине 2024 года.
«С нашей стороны мы будем делать упор на установку зарядных станций. Первое: законодательно будут урегулированы вопросы в плане установки частных электрозарядных станций в частном жилом секторе. Человек, живущий в своем доме, будет получать условия подключения от энергоснабжающей организации и в пределах допустимого максимума по техусловиям у себя во дворе сможет установить зарядку», — рассказал депутат.
Что касается многоквартирных жилых комплексов с подземными паркингами, ожидается, что там тоже будет разрешена установка частных зарядных станций, но в пределах разрешенного по техническим условиям.
«Например, дом потребляет 300 киловатт, если, согласно техническим условиям, есть возможности выделения, предположим, 50 киловатт, это будет разрешено, но не более. Потому что это вопросы пожарной безопасности. Сразу обговорено будет, что это будут только медленные зарядки. И также будет обговорено, что нужно будет согласие хотя бы 70 процентов жильцов. Мы исходим из того, что нужно учитывать мнение всех жителей. Это делается из соображений безопасности», — подчеркнул Арман Калыков.
Владельцы электрокаров считают, что данная норма перечеркнет все усилия по популяризации электротранспорта. Никто не сможет получить согласие 70 процентов жителей на установку зарядки в паркинге.
«Это абсурдно. Представляете: в доме, предположим, десять электромобилистов, каждый из них должен с бегунком обойти всех жильцов, чтобы собрать подписи?! Это нереально.
Мы изучили закон о жилищных отношениях, проконсультировались с руководителями различных частных КСК и пришли к выводу, что данная норма противоречит действующему законодательству о жилищных отношениях, потому что решения, которые затрагивают паркинги и кладовки, касаются только собственников паркингов и кладовок. Остальные жильцы не имеют к этому отношения. К тому же норма о 70-процентном кворуме упразднена и заменена нормой, что решение собрания принимается большинством, то есть это 51 процент. Получается, 51 процент владельцев паркингов должны принять решение, но никак не 70 процентов жильцов всего дома», — считает Нуржан Темирбеков.
Будущее электромобилей: чего ждать в Казахстане
На Земле продано уже более 10 миллионов электромобилей. По прогнозам экспертов, их количество будет только расти. В Казахстане же электромобиль пока больше модная штучка, чем средство сохранить деньги в кошельке или улучшить экологию, считает Алексей Алексеев.
«Электромобили займут определенную долю на нашем рынке, но не более двух-трех процентов в ближайшие 10 лет. Хотя официальные дилеры более оптимистичны. Что нужно делать? Государство должно вмешаться, развивать сеть зарядных станций по всей стране. Это государственная задача, и она на перспективу. Также отменить налоги на ввоз, в том числе для юрлиц. Сейчас временно отменен налог для физических лиц. Также позволить «зеленым» бесплатно парковаться на платных парковках, ввести другие меры стимулирования покупки бездымного транспорта.
Равняться нам нужно на опыт Китая и Европы, в первую очередь Китая, так как подавляющее большинство электрокаров в Казахстане китайского производства», — резюмировал эксперт.
Напомним, в конце октября на заседании Евразийского межправительственного совета в расширенном составе в Бишкеке заместитель премьер-министра Серик Жумангарин сообщил, что беспошлинный ввоз электромобилей продлили на два года, до 31 декабря 2025 года. Общая квота для союза — 96 тысяч, из них для Казахстана — 30 тысяч автомобилей.
Жамбылские полицейские первыми в стране пересели на электромобили. 25 электромобилей отечественного производства были приобретены ДП Жамбылской области.
По итогам первого квартала 2023 года электромобиль впервые стал самым продаваемым автомобилем в мире. Согласно данным JATO, собранным с 53 рынков разных стран, лидером продаж стал электромобиль Tesla Model Y.
Другие статьи спецпроекта «Что будет с Казахстаном?» читайте по ссылке.