Казахстанская система экстренных вызовов при авариях и катастрофах (ЭВАК), аналог российской «ЭРА-ГЛОНАСС» и белорусской «ЭРА-РБ», заработает в РК в 2017 году. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказал заместитель директора по производству «Института космической техники и технологий» Нурлан Сатеров.
- 27 декабря 2016 17:26
Согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», с 1 января 2017 года обязательное оснащение устройством вызова экстренных оперативных служб распространяется на все типы транспортных средств, относящихся к категории М (Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров) и N (Транспортные средства, используемые для перевозки грузов).
Исключение составляют лишь те модели авто, которые имеют одобрение типа транспортного средства (ОТТС) — то есть документ соответствия транспортного средства требованиям техрегламента Таможенного союза, выданный до 1 января 2017 года. То есть, владельцам уже зарегистрированных в РК автомобилей переживать не о чем. Для них установка системы «ЭВАК» будет на добровольной основе. А вот в обязательном порядке оборудовать свое транспортное средство новым устройством придется водителям, занимающимся пассажирскими перевозками или транспортирующих опасные грузы.
В целом работа системы «ЭВАК» выглядит следующим образом: Небольшое встроенное в автомобиль устройство срабатывает во время ДТП при ударе. Автоматически, по сотовой сети, координаты местонахождения машины передаются в центр единой дежурно-диспетчерской службы «112. Также устанавливается голосовая связь. Диспетчер узнает у водителя подробности случившегося. Если ответа не последовало, то на место автоматически отправляются службы экстренного реагирования. Также на устройстве имеется кнопка SOS, с помощью которой водитель сам может выйти на связь с оператором в экстренной ситуации.
«Эта система — инструмент для службы «112», чтобы сократить время реагирования экстренных служб. Все сигналы проходят через наш сервер. Там звонки обрабатываются и направляются оператору. То есть, если авария случилась возле Кызылорды, то сигнал об аварии придет именно диспетчеру 112 в Кызылорде», — рассказал собеседник.
Еще одна функция устройства «ЭВАК» — кнопка «Сервис». С помощью этой опции водитель сможет получить любую интересующую его информацию о городе, способа проезда, попросить выслать эвакуатор и так далее. Однако эта услуга потребует абонентской платы. Всего же устройство «ЭВАК», для тех, кто захочет добровольно его установить, будет стоить около 90 тысяч тенге.
По словам Сатерова, сейчас по всему Казахстану устанавливаются автоматизированные рабочие места для операторов и необходимое программное обеспечение. 23-25 систему представят комиссии, а после начнутся ее испытания. В нового года «ЭВАК» начнет полноценно функционировать.
«ЭВАК», российская «ЭРА-ГЛОНАСС» и беларусская «ЭРА-РБ» — построены по общему принципу, согласно Техрегламенту и используют спутниковую систему навигации «ГЛОНАСС». Все системы между собой совместимы. То есть, автомобиль будет иметь доступ к экстренному вызову на территории любой страны ТС. Мы примем сигнал от российского авто на территории Казахстана и также наоборот. В скором времени подобную систему планируют запустить и в Европе. Там она будет называться eCall и также будет совместима с нашими системами. То есть, водитель сможет выезжать из ТС в ЕС и пользоваться этим сервисом», — рассказал Нурлан Сатеров.
По его словам, некоторое казахстанские автодилеры уже начали завоз авто с установленной системой экстренных вызовов для водителей. Что касается отечественных автопроизводителей, то, по словам председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олега Алферова, они готовы оборудовать новые автомобили системой «ЭВАК».
«ОТТС оформляет импортер либо производитель в случае, если модель автомобиля ранее не выпускалась и не импортировалась в страны Евразийского союза. Этот документ действителен в течение трех лет. Абсолютное большинство моделей, реализуемых на казахстанском рынке имеет ОТТС. Это означает, что требование по установке кнопки экстренного вызова на них распространяться не будет — до момента истечения срока действия ОТТС. Затем производители и импортеры обязаны будут комплектовать реализуемые автомобили этим устройством. В то же время отдельные новейшие модели, которые встают на конвейеры казахстанских заводов, штатно комплектуются кнопкой ЭРА-ГЛОНАСС. В частности, Lada Vesta, запуск производства которой ожидается в ближайшее время в Усть-Каменогорске», — пояснил Алферов.