Директор Центра судебной экспертизы Министерства юстиции Казахстана Исидор Борчашвили в интервью Tengrinews.kz прокомментировал решение полиции по резонансному ДТП в Караганде.
На днях стало известно, что в Караганде водитель внедорожника BMW X5, который в конце прошлого года насмерть сбил 20-летнюю студентку в центре города и скрылся с места ДТП, признан невиновным и полностью освобожден от уголовной ответственности за отсутствием состава преступления.
Исидор Борчашвили считает, что полиция Караганды в данном случае действовала в соответствии с законом и решение приняло правильное.
«Статья 296 Уголовного кодекса подразумевает нарушение правил безопасности дорожного движения, повлекшее: в части первой — причинение тяжкого вреда, в части второй — смерть одного человека, в части третьей — смерть двух и более лиц. В данном случае смерть наступила, но нарушений правил безопасности не было», — считает глава Центра судебной экспертизы Минюста.
В то же время, отвечая на уточняющий вопрос, почему все-таки водитель BMW X5 призван невиновным по статье 297 «Оставление места дорожно-транспортного происшествия», он сказал следующее: «В статье 297 говорится: Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения. То есть, если бы он нарушил правила безопасности дорожного движения, и оставил бы место ДТП, тогда в его действиях была бы совокупность двух статей — 296 и 297. Условием привлечения к уголовной ответственности по 297 статье является не просто один факт оставления места, а еще и тот факт, если человек нарушил правила». Однако, по информации управления дознания ДВД Карагандинской области, нарушений правил дорожного движения водителем не было.
Напомним, трагедия произошла днем 12 декабря прошлого года. 21-летний водитель сбил студентку третьего курса Карагандинского государственного медуниверситета, которая пролетела около 20 метров и упала на обочину дороги. Сообщалось, что водителя внедорожника обнаружили с помощью камеры видеонаблюдения. Водитель дал признательные показания, заявив, что погибшая выбежала на проезжую часть на красный свет светофора. С его слов, он сигналил девушке, но она была в наушниках, а на голову был надет капюшон.
По итогам тщательного расследования и проведения автотехнических экспертиз вина водителя BMW X5 не была доказана. Как рассказали в управлении дознания ДВД Карагандинской области, то, что девушка сама вышла на дорогу на запрещающий сигнал светофора, подтвердили другие пешеходы, которые стояли рядом с ней и ждали, когда загорится для них зеленый свет. Органами следствия также было установлено, что водитель BMW X5 сигналил студентке, но она не слышала, поскольку была в наушниках. «Когда мы осматривали ее труп на трассе, наушники были по-прежнему в ушах студентки, и оттуда доносилась очень громкая музыка», - отметили в управлении дознания.
По статье 296 УК РК (Нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжкие последствия) водитель был признан невиновным. «Водитель сбил девушку не на обочине и не на островке безопасности. То есть он двигался по своей полосе на зеленый сигнал светофора, поэтому объективно его вины в случившемся нет», — заявили в управлении дознания.
По статье 297 УК РК (Оставление места ДТП) водитель также был признан невиновным. Как отметили в полиции, »юридически невозможно привлечь к ответственности по статье «Оставление места происшествия», если нет состава преступления в совершении самого ДТП». Не нашлось и признаков административного правонарушения за превышение скоростного режима. «Установить, с какой скоростью двигался внедорожник, не удалось», - сообщили дознаватели.
Семья погибшей студентки не имеет претензий к автовладельцу, поскольку он полностью возместил моральный ущерб и материальные расходы.
Как отмечает глава Центра судебной экспертизы Минюста, учитывая то, что водитель авто является источником повышенной опасности, статью 297 в будущем все же можно было бы пересмотреть. «Эту норму можно было бы отредактировать», — добавил Исидор Борчашвили.
Но в тоже время, он заключил, что в данном конкретном случае, закон не нарушен, и единственная ответственность, которая может быть у водителя в данном случае — моральная.