Страховщики назвали изменения в законодательстве, которые необходимы для внедрения в Казахстане системы «европротокола» — упрощенной процедуры оформления документов о ДТП самостоятельно, без вызова полиции, передает корреспондент Tengrinews.kz. Эта система может быть актуальна в отношении небольших аварий, что актуально в условиях пробок в больших городах.
- 15 января 2024 15:33
Страховщики отметили, что для оформления ДТП по «европротоколу» необходимо выполнение нескольких условий: в ДТП не причинен вред жизни и здоровью, ДТП произошло с двумя автомобилями, оба водителя имеют действующие полисы ОГПО ВТС (обязательной гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств), ущерб нанесен только автомобилям — участникам ДТП, обстоятельства ДТП не вызывают разногласий между водителями, размер ущерба не превышает определенный лимит. Среди преимуществ «европротокола» называются ускорение сроков осуществления страховой выплаты, снижение количества заторов на дорогах, снижение нагрузки на судебные органы по рассмотрению дел о ДТП.
По словам управляющего директора АО «СК «Салем» Танжарбая Кулжанова, для полного перехода на новую систему необходимо внести изменения в законодательство РК в части обязательной гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. «В частности, необходимо признать страховым случаем следующее ДТП: столкновение двух автотранспортных средств, в котором отсутствуют потерпевшие с причинением вреда здоровью или жизни, оформленное протоколом с прикреплением схемы места происшествия. Протокол и схема заполняются и подписываются участниками ДТП в присутствии представителя страховой компании или без него, но с обязательным уведомлением страховщика при наличии такой возможности. В законе «О дорожном движении» должно появиться описание таких случаев без дальнейшего оформления ДТП в органах дорожной полиции», — сказал он. Также, по его словам, необходимо разработать инструкцию для дорожной полиции по работе по схеме «европротокола». По его словам, сейчас возможность внедрения системы «европротокола» в Казахстане обсуждается представителями страховых компаний и Нацбанка РК.
Также отмечается, что в соответствии со статьей 22-1 закона РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» участники ДТП в случае отсутствия потерпевших, которым причинен вред здоровью или жизни, и если размер ущерба не превышает 50 МРП (106 050 тенге), по взаимному согласию вправе самостоятельно составить схему происшествия и, подписав ее, оформить на ближайшем посту дорожной полиции. Такая возможность, по словам Кулжанова, существовала еще с 2008 года, но из-за мошеннических действий и нежелания платить штрафы виновной стороны практика не прижилась. Поэтому, по его словам, обязательным условием внедрения системы «европротокола» должно быть непосредственное участие представителя страховщика в составлении схемы происшествия участниками ДТП и оформлении в органах дорожной полиции.
Комментируя необходимость внедрения в Казахстане системы «европротокола» исполнительный директор АО «Страховая компания «Евразия» Шакир Иминов отметил, что это, в частности, позволит разгрузить и инспекторов, которые могут сосредоточиться на более серьезных происшествиях. Наибольший спрос был бы, по его словам, в Алматы и Астане, после чего систему можно внедрять и в других городах РК. Главной проблемой сейчас, по его словам, является низкий уровень информированности населения. Он отметил, что водители боятся покидать место аварии и ждут сотрудника дорожной полиции, не зная своих прав. Существуют опасения, что один из участников ДТП откажется от своих показаний или пропадет. Для преодоления этих сложностей Иминов предложил пропагандировать внедрение «европротокола» среди населения.
«Все должно происходить следующим образом: произошло ДТП, водители должны сами заполнить «европротокол», сфотографировать повреждения автомобилей, отбуксировать их с дороги и «разойтись, как в море корабли». Остальное за них должны сделать страховые компании. А остальные моменты будут решаться уже по ходу действия, то есть данная схема должна стать привычной для автовладельцев, а добиться этого можно только при активной просветительской работе сотрудников дорожной полиции и представителей страховых компаний», — говорит Иминов.
Главной проблемой, по его словам, является сумма страхового возмещения. «Когда не будет ограничений по выплатам, по сравнению с теми, которые устанавливаются законом для всех остальных ДТП, то все остальные проблемы решать будет значительно легче, и «европротокол» будет реализовываться», — сказал он. При этом, он подчеркнул, что «европротокол» — исключительно добровольная процедура, которую не стоит применять при наличии каких-либо сомнений.
«Мы уверены, что дорожная полиция заинтересована в том, чтобы автомобилисты чаще проявляли самостоятельность, потому что автоинспекторов больше не становится, при этом количество мелких аварий не уменьшается. По факту в 2015 году в Казахстане было зафиксировано около 19 000 аварий, в среднем по 1 850 аварий в месяц. А сколько незафиксированных, где люди «разводили» все на месте? Однозначно выше 22 000-23 000 ДТП в год. Это очень большие и пугающие цифры. И с учетом того, что автомобильный парк постоянно увеличивается, цифры, скорее всего, будут увеличиваться», — резюмировал он.
В свою очередь, первый заместитель председателя правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Владимир Акентьев отметил, что для использования системы «европротокола», помимо прочих условий, один из участников должен признать себя виновной в ДТП стороной. Он также отметил, что водителям, скорее всего, даже если система «европротокола» будет внедрена, потребуется поддержка представителей страховой компании.
«Если мы передаем оформление только участникам ДТП, то у недобросовестных водителей появляется масса возможностей для фальсификаций и инсценировок, причем страховщики будут лишены механизма противодействия мошенничеству. Впрочем, если законодательно будет закреплено обязательное присутствие на ДТП представителей страховых компаний, тех же аварийных комиссаров вместо полицейских, в этом случае у страховых компаний будет инструмент противодействия мошенничеству. При этом страховщикам, учитывая наши большие расстояния между населенными пунктами, необходимо будет увеличивать штат аварийных комиссаров, чтобы в каждом областном и районном городах был свой аварийный комиссар. Ведь «европротокол» изначально был придуман для Европы, где высокая плотность населения при небольших расстояниях не только между населенными пунктами, но и странами», — сказал он.
Между тем в пресс-службе МВД РК сообщили, что сейчас, с учетом анализа аварийности, территориальными подразделениями местной полицейской службы принимаются меры по увеличению нарядов по оформлению ДТП. Также, на примере Астаны, сообщается, что в сутки регистрируется до 100 ДТП. Ежедневная нагрузка на одну группу по оформлению ДТП составляет около 20-30 аварий.
«Среднее время прибытия наряда на место происшествия составляет 20-30 минут. На оформление одного ДТП (составление схемы, опрос участников ДТП, свидетелей, освидетельствование на состояние опьянения и прочее) уходит значительное время», — прокомментировали в МВД. В ведомстве сообщили, что введение упрощенного порядка оформления ДТП «европротокол» было предусмотрено в проекте закона «О дорожном движении». Вопрос изучался госорганами и представителями гражданского общества, отмечают в МВД. «В ходе обсуждения законопроекта указанные положения были исключены», — сообщили в МВД. Также в ведомстве сообщили, сколько водителей были лишены прав по части второй статьи «Невыполнение водителем обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием» «Оставление водителем в нарушение правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся», когда они покидали места ДТП по различным причинам, не дожидаясь полицейских. В 2015 году таких водителей было 3 987. За девять месяцев 2016 года прав лишили 2 958 водителей.